Краткое описание сайта
Главная » 2020 » Ноябрь » 29 » «Танцевальный фольклор гайнинских татар»
15:27
«Танцевальный фольклор гайнинских татар»

Творческая инициатива направлена на изучение, сохранение и дальнейшее развитие молодым поколением локального фольклорного наследия родного края.
О ходе реализации творческой инициативы рассказывает Хамзина Гулюза Газитдиновна, руководитель Народного ансамбля татарского танца "Гузэл Чулман":


Осенью мы посетили с экспедицией Бардымский муниципальный район Пермского края, где собрали и кассифицировали богатейший фольклорный материал народности «Гайнэ». Для нас большой интерес представляли следующие направления:
✅Старинные ремесла;
✅Деревенский быт, предметы домашнего хозяйства, одежда и ее элементы;
✅Календарные и семейно-бытовые обряды;
✅Музыкальный, танцевальный, песенный, игровой фольклор;

В деревнях, которые мы посетили, нам удалось изучить как люди коротали длинные зимние вечера свободные от сельскохозяйственных работ, изготавливая необходимые им в быту вещи и утварь, орудия труда и одежду. Практически каждом доме ткали, пряли и вышивали, драли лыко, вили веревки, мастерили туески и плели лапти. Излишки обменивались на ярмарках, которые проводились, как правило, весной и осенью. Из бесед со старожилами выяснилось, что помнятся два таких места – Сараш жиены (Сарашинский базар) и Печмень ярминкэ (Печменская ярмарка, в 30 км от с.Константиновка).

Интересен тот факт, что было и кустарное производство. В д.Акбаш на берегу реки Большая Амзя было производство колес для телег. Заготовкой для колес служил крепкий плотный вязь. Дерево валили, нарезали на чурки длиной от 30 см до 2 м. В таком виде заготовкам давали просохнуть, после кололи топором на косяки или разрезали двуручной пилой. Потом заготовки распаривали и изгибали на круге. Концы обода связывали проволокой или лыком. Каждое деревянное колесо имело ступицу и спицы. Внешнюю сторону колеса обхватывали металлической лентой, закрепляя ее на ободе болтами.

В д. Ишимово получали по специальной технологии древесный уголь, который служил для изготовления черного пороха. Березу обжигали в угольных ямах, засыпанных сверху землей.

 

В д.Тюндюк занимались получением дегтя. Весной брали соковую бересту березы, помещали в емкость и поджигали. За 4-5 часов медленного нагревания береста полностью разлагалась и превращалась в березовую смолу – деготь. Его использовали в хозяйственных и лечебных целях. Календарные обряды тесно перекликались с лунным календарем и мусульманскими праздниками. Свое влияние оказывало и тесное соседство с русскими деревнями. В татарских деревнях отмечалось Благовещение. Его называли на татарский лад «Блаушиния кич». Молодежь в это время занималась гаданием «тын тынглау».

 

В д.Танып старожилы вспоминали, как бросали лапти за ворота – куда ляжет веревочка, оттуда жди и жениха. В хлеву ночью ловили барана – если баран старый, то муж будет старый, если молодой барашек, соответственно и муж будет молодец. То же самое проделывали и на курицах. Девушки просеивали золу через сито и ждали кто наступит, если след от лаптя, то муж будет бедный, если от сапога - муж будет богаты. Молодые неженатые парни обхватывали изгородь «читэн» и считали сколько вошло дощечек в обхват, приговаривая на каждую – янчык (узелок) – капчык (мешок) – чыбылдык (рогожка). Соответственно – невеста с узелком – бедная, с мешочком - побогаче, с рогожкой – богатая.

 

Семейно – бытовые обряды были представлены рассказами о свадебных обычаях, о проводах в армию, рождением ребенка, погребением. Среди местного населения был обычай “килен урлау” – похищение невесты. Жительница с.Танып вспоминает: «У меня был парень, с которым встречались около года. Однажды мой будущий муж обманом, подговорив мою соседку, позвал меня в клуб на концерт, которого не было. По дороге меня и украли. Жених с друзьями взяли меня под руки и повели к запряженной телеге, накрыли тулупом и увезли. Я сопротивлялась, как могла, но силы были неравные. Дома у жениха родители уже накрыли на стол. Свекровь одела на меня платок и фартук– это обозначало, что я в этом доме уже килен (сноха)». Иногда это происходило по обоюдной договоренности девушки парня.

 

Во время фольклорной экспедиции было записано множество музыкальных и песенных материалов, показана очень своеобразная танцевальная лексика с закличками и частушками. В музеях сельских клубов сохранилось много утвари, одежды и ее элементов, обуви летней и зимней, старинных украшений. На основе музейных образцов шьются костюмы “гайнэ”, а на основе собранного в экспедиции материала была поставлена фольклорно-хореографическая композиция «Танец гайнинских татар».

 

Категория: Новости | Просмотров: 69 | Добавил: dkkalinina
Информация
Приглашаем творческие коллективы для занятий на базе ДК Калинина, или руководителей вокальных, хореографических творческих коллективов.
Категории раздела
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Как вы оцениваете наши мероприятия
Всего ответов: 48
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0